Лесное законодательство

Пожары, восстановление, незаконные рубки. Форум курирует рабочая группа по экологии ЦОИ "Продвижение"
Аватара пользователя
Андрей Панкратов
Свой в доску
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Сб дек 08, 2012 14:15
Пол: мужской
Откуда: Выкса, Дальний Восток, снова Выкса, Москва и окончательно Выкса

Лесное законодательство

Непрочитанное сообщение Андрей Панкратов » Пн янв 05, 2015 16:53

Решил создать отдельную тему, в которой можно было бы отслеживать наиболее важные изменения в лесном законодательстве РФ, а также приводить различные варианты его трактовки. Тема, конечно, получается широкая и охватывает не только Выксунские леса.

Ранее, на разных ветках форума то тут, то там уже упоминали пресловутый Лесной кодекс и другие законы и акты, связанные с ним, но наиболее подробно на эту тему (и вообще на тему состояния лесного хозяйства в Выксе) написала Zloy Kaktus.
О проблеме сохранения лесов в округе Выкса
Нижегородской области

Общая площадь, которую прошел огонь во время пожаров 2010-го года, в округе Выкса равна 64,9 тыс. гектаров, то есть порядка 40% зелёных насаждений района. 40 000 га насаждений в настоящее время считаются погибшими. Это экологическая катастрофа. Леса влияют на экологические, климатические и социально-экономические характеристики региона. Обезлесение приводит к снижению биоразнообразия, запасов древесины для промышленного использования и качества жизни, а также к усилению парникового эффекта из-за снижения объемов фотосинтеза.

Лесовосстановительные работы в период 2010-2014 гг:

Разработано (собрано в валы тяжелой техникой) от горельника:

2010 г. – 4,11 тыс.га; – из них расчищено 125 га
2011 г. – 4,808 тыс. га — из них расчищено 2280 га
2012 г. - 3,197 тыс. га — из них расчищено 0 га
2013 г. - 2,221 тыс. га — из них расчищено 77 га
2014 г. - 3,828 тыс. га — из них расчищено 725 га.

Посажено лесных культур хвойных пород:

2010 г. – 0,27 тыс. га;
2011 г. – 1 636 га
2012 г. – 951 га
2013 г. - 1218 га
2014 г. - 938,4 га

Актуальные причины существующих проблем в лесном хозяйстве:

Основной причиной серьёзного ухудшения экологической обстановки в российских лесах стало принятие в 2007 году нового лесного кодекса и нормативных актов на его основе в последующем.
Лесной кодекс 2007-го года:
- разрешил приватизировать некоторые категории лесов — при этом на собственника не возлагается никаких обязательств по охране лесной экосистемы;
- кодекс не указывает, какую ответственность несет арендатор леса за невыполнение тех или иных мероприятий по использованию лесов и уходу за ними — например, за воспроизводство вырубленных участков. Без должного ухода и восстановления леса быстро истощаются;
- кодекс разрушил старую систему органов лесного хозяйства, но не указал, как же должна быть организована новая; кодекс упразднил Гослесохрану — ее функции распределили между региональными властями и частными арендаторами. Теперь лес «охраняет» около 12 тысяч чиновников, которые заняты главным образом бумажной работой;
- действие Лесного кодекса распространяется не на все леса – без защиты закона остались, к примеру, защитные лесополосы, расположенные на сельскохозяйственных землях и землях промышленности и транспорта;
- кодекс ликвидировал систему лесорубочных билетов и ордеров, которые позволяли отличать законно заготовленную древесину от незаконной, однако не создал им никакой альтернативы;
- кодекс ликвидировал экологическую экспертизу проектов, связанных с использованием лесов и лесных земель — этот механизм позволял специалистам-экологам оценивать безопасность проектов лесного хозяйства;
- кодекс предписывает работникам леса готовить огромное количество разнообразных отчетных документов для федеральных органов исполнительной власти, что приводит к чрезмерной бюрократизации системы управления лесами;
- кодекс создал условия для захвата лесных земель под застройку — он разрешил возводить в защитных лесах (к ним относятся и «зеленые зоны» вокруг городов) охотничьи и рекреационные постройки; это приводит к тому, что люди лишаются свободного доступа в леса
и т.д.


Актуальные причины проблем в лесном хозяйстве округа Выкса и рекомендации по их разрешению:

1. Большое количество пилорам. Древесины для переработки в Выксунском округе намного меньше общей мощности всех имеющихся у нас объектов деревопереработки. Они расположены в сельской местности или таким образом, что доставка из леса возможна по просёлочным дорогам. То есть лесовозы везут лесопродукцию на пилорамы, не выезжая на асфальт. Мощность пилорам серьёзная: могут работать днём и ночью, если есть материал. Незаконно срубленная древесина, доставленная на объект, например, вечером, к полудню уже распилена, то есть следов преступления практически не найти. Бороться с правонарушениями в такой ситуации крайне сложно.

Рекомендация: Следует добиваться ухода объектов деревопереработки из округа. Древесина из санитарных рубок (пострадавшая от пожаров 2010 г.) можно сказать уже закончилась.

2. Переуступка права пользования лесными участками, которая распространена в округе. В результате на отданных посредством переуступки территориях в 2014 году выявлено несколько случаев незаконных рубок – это 157 куб. м древесины.

Необходим усиленный контроль за такими территориями.

3. До сих пор не существует лесохозяйственного регламента. Необходимо добиваться его принятия.

4. Нет прозрачности. Например, министерство лесных ресурсов Нижегородской области не публикует на своем сайте заказы на расчистку горельников, хотя по закону обязано это делать.

5. Не развит общественный контроль.
- Система общественных лесничих не работает.
Причины:
- Для подготовки общественных лесничих требуется активная работа лесничеств, готовить общественных лесничих должны лесничие, которые могут помочь общественникам разобраться в лесных картах, ориентироваться на участках, правильно патрулировать территории. До сих пор лесничества в работу по подготовке добровольных помощников не включены.

- Нужно снизить требования к возрасту общественных лесничих. По положению об общественных лесничих допустимый возраст для добровольца — старше 25 лет. В Выксе есть желающие выполнять функции общественных лесничих, но по возрасту они не подходят. Если бы в общественные лесничие можно было принимать добровольцев в возрасте от 20 лет, то проблем с набором не возникало бы и экологический совет округа Выкса смог бы выполнить эту задачу.

- Проведение лесных аукционов должно проходить более открыто и публично, в комиссии должны быть включены представители общественного контроля/общественных организаций. Пока этого не наблюдается.

6. Считаем необходимым восстановление работы выксунского аэродрома. Не смотря на оставшуюся проблему высокой пожароопасности больших нерасчищенных площадей выксунского горельника, в Выксе прекратил работу аэродром авиалесоохраны. Сейчас воздушных патруль нашей территории осуществляется московскими лётчиками, которые вылетают из Вознесенского аэродрома. Оперативная работа в случае ЧС в данном положении дел будет невозможна.

7. Проблема утилизации горельника. Как видно, из вышеприведённой статистики по лесовосстановительным работам, большие площади горельника разработаны, но не расчищены от сухих стволов. На огромной территории копятся борозды с сухой древесиной, расстояние между которыми всего 5 метров. Темпы уборки сухостоя оставляют желать лучшего. Тем временем, они создают серьёзную угрозу в пожароопасные периоды для населённых пунктов, являются источниками древестных вредителей и пр. Стоит продумать более быстрые пути решения уборки сухих веток и стволов деревьев на разработанных обвалованных горельниках, например, дать у ним доступ жителям округа, т.е.
разрешить использование горельника на разработанных территориях для нужд населения.

Необходимо привлекать в округ переработчиков древесных отходов!
8. Пожаробезопасность.
С момента пожаров 2010-го года видимых изменений в области пожаробезопасности в округе Выкса не произошло.
Требуется более эффективная работа в области восстановления пожарных прудов на селе, починки гидрантов в населенных пунктах, а также систем оповещения, проведение пожарных учений для населения и пр.


Отсутствие системы учета, правил приема и транспортировки и действенных мер противодействия незаконному использованию лесных ресурсов, приносит невосполнимый вред экономике и экологии.

Незаконные рубки:

Данные за период январь-июль 2014 г. (требуют обновления):

С начала 2014 года зафиксировано 27 случаев незаконных рубок. Объем незаконно заготовленной древесины, преимущественно сырорастущей сосновой, составил 877,585 куб. м. Сумма ущерба, нанесенного лесному хозяйству, - 8 637 625 рублей. 14 случаев незаконных рубок совершены неустановленными лицами. Объем невыявленных незаконных рубок составил 322,19 куб. м, а ущерб - 4 294 225 рублей. По 26 случаям материалы переданы в ОМВД России по городскому округу г. Выкса. По 4 случаям незаконных рубок проведены административные расследования, вынесены постановления о наложении штрафов на сумму 14 тысяч рублей. На сегодняшний день возмещено 275,588 тысяч рублей. Вынесен один обвинительный приговор, одно дело находится в стадии рассмотрения в Выксунском городском суде.
В период мая-июня сотрудниками ОМВД совместно с представителями Выксунского лесничества, администрации городского округа, Госпожнадзора ввиду введения особого противопожарного режима и запрета на посещение лесов было организовано постоянное дежурство в лесных массивах. По словам и. о. начальника отделения экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по г. Выксе Александра Ермакова, по состоянию на 16 июня было проведено 72 патруля, из них 46 — в мае, 26 — в июне. Выявлено 12 административных правонарушений, из них 3 - по фактам нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности. За весь период работы патрулей не допущено фактов самовольных рубок, выявленные лесные пожары носили локальный характер, принимались своевременные меры по их тушению. Также лесные массивы патрулировал авиаотряд, от которого поступило 2 сигнала для проверки по фактам заготовки древесины. Информация проверялась сотрудниками полиции совместно с представителями лесничества — нарушений не выявлено. Кроме того, сотрудники ОМВД проверили 12 объектов деревообработки на предмет нарушений в их деятельности: 2 — в п. Виля, 4 - на территории завода «Теплоизол» и 6 - на территории животноводческого комплекса п. Мотмос. На последних шести была проведена комплексная проверка специалистами Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Экологического и Госпожнадзора. По всем пилорамам были выявлены факты правонарушений в сфере экологического, противопожарного законодательства и иные правонарушения. Также более 30 иностранных граждан прошли проверку на легальность проживания на территории РФ. Сейчас готовятся документы для привлечения нарушителей к ответственности. В данном случае к ней будет привлечен и владелец пилорамы и арендодатель, который отдал сельхозземли под нецелевое использование.
Сравнение с 2013 годом:

За соответствующий период 2013 года нарушений по количеству и объёму древесины совершено на 20% больше, пик хищений – июнь, июль, август. В этом году благодаря совместным действиям всех заинтересованных структур, интенсивному патрулированию, постоянному освещению ситуации в СМИ удалось сбить часть этого пика в июне – пресечь преступления в стадии их подготовки. Но нужно отметить, что в 2013-м сумма ущерба от незаконных рубок составляла 8377,5 тыс. рублей, за полгода 2014-го возросла почти на 300 тысяч. Почему? Ранее вырубался в основном сухостой, сейчас – живой лес, цена которого в разы выше.

Из архива:

2013 год:

Зарегистрировано 62 факта незаконных рубок зеленого леса, это на 47 % выше чем в 2012 году. Сумма ущерба, нанесенного лесному хозяйству, составила 8,4 млн. рублей. По 48 случаям незаконных рубок возбуждено 29 уголовных дел, 17 нарушителей привлечены к административной ответственности. Закрыто 7 пилорам.

2012 год:
Справка
о проведенной работе по пресечению и раскрытию преступлений
связанных с незаконным оборотом лесной продукции на территории
городского округа г. Выкса в 2012 году.

Пресечение и раскрытие преступлений связанных с незаконным оборотом лесной продукции является одной из приоритетных направлений Отдела МВД России по Выксунскому району. Согласно плана основных организационных мероприятий Отдела МВД России по Выксунскому району за прошедший период 2012 года проводилась работа по пресечению преступлений и правонарушений в сфере лесопользования, пресечения незаконного оборота леса и лесоматериалов.
В городском округе г. Выкса арендаторами леса являются четыре предприятия (ГП НО «Выксунский лесхоз»; ОАО «Выксалес»; ООО «Агрофирма металлург»; ПБОЮЛ «Никитаев С.Н»). Данные организации были проверены на предмет нецелевого использования лесов согласно заключенных государственных контрактов, а также по проведению противопожарных мероприятий в арендованных лесах, до настоящего времени нарушений не выявлено, однако проводятся дальнейще проверочные мероприятия ввиду большого объема проверки. Согласно реестра пилорам представленного из Администрации городского округа г. Выкса, на территории округа числятся 83 пилорамы, однако в ходе проводимых проверок выявляются не состоящие на учете в Администрации пилорамы, которые работают на территории округа г. Выкса, список пилорам на территории района постоянно расширяется.
При задержании автомашин перевозящих сыро растущий лес и доставлению их в дежурную часть, сотрудники ОЭБ и ПК привлекаются для проверки наличия необходимых документов на перевозку и заготовку сыро растущего леса, и проведения дальнейшей проверки.
Для работы по пресечению и раскрытию преступлений связанных с незаконным оборотом лесной продукции привлекаются работники Выксунского районного лесничества, сотрудники ГИБДД и ОГПН, совместно с которыми в рамках проводимых оперативно профилактических мероприятий «ЛЕС-ТРАКТОР» и «ЛЕСОВОЗ» проводится проверка пилорам, делянок в которых ведется заготовка леса с целью установления незаконной заготовки и переработки зеленого леса, а так же машин перевозящих лес.
В ходе операции «ЛЕС ТРАКТОР», проводимой на территории городского округа г. Выкса с 01.02.2012 года по 31.03.2012 года сотрудниками ОЭБ и ПК собраны 20 материалов на индивидуальных предпринимателей и физических лиц занимающихся заготовкой, транспортировкой и переработкой леса с различными нарушениями административного законодательства, по которым наложено административных штрафов на сумму 118 000 рублей.
Из них: два протокола за перевозку леса без документов по ст. 5.3 КоАП. -Пять протоколов по ст. 7.1 КоАП РФ за самовольный захват земли. -Пять протоколов по ст. 2.4 КоАП РФ за нарушения правил пожарной безопасности. Курова, Варламов, Горелов, Шальнов А.М, Самсонов. -Девять материалов по нарушению экологических требований.
Так же еженедельно с апреля 2012 года сотрудники ОЭБ и ПК привлекаются для участия в межведомственной комиссионной проверке созданной Администрацией городского округа г. Выкса, с целью осуществления проверок пилорам и лесозаготовителей на факт незаконной заготовки и переработки сыро растущего леса, где совместно с инспекторами ОГПН, специалистами Выксунского районного лесничества, представителями администрации, проводится проверка пилорам и лесозаготовителей. В ходе проделанной работы, за истекший период 2012 года выявлены наиболее злостные нарушители к которым относятся ИП «Товмасян», ИП «Горталов», ИП «Разуваева М.В, ИП «Дроздов СЮ.» ИП «Мольков Д.С», ИП «Луньков М.Е» , ИП «Солоницын В.В», ИП «Титов Г.К.», ИП «Безруков А.В.» ИП «Варламов Р.А» ИП «Горелов А.В», ИП «Титов Г.К».
Проводится проверка расходования денежных средств, выделяемых по государственным контрактам ГП НО «Выксунский лесхоз» на охрану, защиту лесов и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах возникшей в результате лесных пожаров. Запрашивались сведения о выделении денежных средств, их оприходовании, акты выполненных. Всего было выделено и оприходовано на охрану и защиту лесов 37 593 890 руб, на ликвидацию последствий 45 625 722 руб). Проводились опросы лиц осуществлявших контроль за выполненными работами, лиц проводивших работы, лесников у которых выполнялись данные работы. Выборочно осуществлялись выезды на места проведения работ, сравнивались выполненные объемы. До настоящего времени данная проверка не закончена, так как требует больших затрат трудовых ресурсов, связаны с согласованием действий с Выксунским районным лесничеством. В ходе проведенной работы удалось значительно снизить количество нераскрытых незаконных рубок. На сегодняшний день в ОМВД России по Выксунскому району зарегистрировано 14 фактов незаконных рубок по которым возбуждены уголовные дела, из них 6 уголовных дел с установленными лицами, совершившими преступлениями (уг.дело 535043 подозреваемый ИП «Пермин Ю.И.»; уг. дело 535168 ИП «Сибрин»; уг. дело 535171 подозреваемый Бедунков А.Н ; уг. дело 535190 ИП Зуданов В.А.), уголовное дело 535713 - Юкачев, уголовное дело 535949 - Старов). Все лица

по уголовным делам установлены сотрудниками ОЭБ и ПК, 1 уголовное дело направлено в суд с обвинительным заключением.
Большую сложность в работе по данному направлению вызывает тот факт, что раскрытие незаконных порубок очень трудоемкий процесс, еще более трудоемким является проверка деятельности пилорам, проверка выполнения работ по лесовостановлению вообще требует практически закрепления сотрудников на постоянной основе за данной работой, обеспечение соответствующей техникой, что трудновыполнимо.

И.о Начальника ОМВД по Выксунскому району подполковник полиции Пакин О.А

Материал подготовлен
Пантелеева Ю.В.
Экологический совет по проблемам экологии при главе округа Выкса

Я же, со своей стороны, хочу дополнить вышесказанное видеолекцией Евгения Корякина (юрист, специализация - социальная юриспруденция) про основы лесного законодательства в России, которая будет полезна тем, кто ранее не интересовался (или интересовался, но поверхностно) данной темой.


Аватара пользователя
Андрей Панкратов
Свой в доску
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Сб дек 08, 2012 14:15
Пол: мужской
Откуда: Выкса, Дальний Восток, снова Выкса, Москва и окончательно Выкса

Re: Лесное законодательство

Непрочитанное сообщение Андрей Панкратов » Пн янв 05, 2015 17:07

А здесь можно послушать о последних нововведениях

Ответить

Вернуться в «Выксунские леса»