О катастрофе 1881 года

ВЛАГ
Новоприбывший
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Сб дек 20, 2014 10:38

О катастрофе 1881 года

Непрочитанное сообщение ВЛАГ » Сб дек 20, 2014 11:03

Источником информации о многих событиях выксунской истории являются краеведческие книги. В этом году к ним добавилась «Не стреляйте в прошлое из пистолета» Владимира Королёва, где автор высказал новые версии по поводу событий истории Выксы и Баташовых. Предлагаю обсудить на страницах форума информацию, имеющую различную интерпретацию в нашей краеведческой литературе.
Одним из таких событий является прорыв плотины в 1881 году.
Основными, известными мне, источниками были заметка «Катастрофа» в газете «Современные известия» №113 от 26.04.1881 и информация в «Славной истории», взятая из областного архива. Ниже цитаты из них:
«Накануне светлого праздника, 11 апреля, около 8 часов вечера, в Выксунском заводе (бывшем гг. Шепелевых, ныне же княгини Голицыной, арендуемом английской компанией под названием «Русское товарищество») произошла ужасная катастрофа. Напором воды сломало ветхие вешняки и прорвало плотину одного из четырех выксунских прудов, именно верхнего, дно которого равняется поверхности остальных трех прудов, а величина будет приблизительно около четырех квадратных верст, глубина же в некоторых местах доходит до семи сажен. Страшная масса воды в течение каких-нибудь 10-15 минут разрушила более 50 сажен плотину и хлынула в остальные пруды, увлекая за собой близлежащие постройки, принадлежащие заводам и мастеровым. Причем, конечно, и остальные плотины были прорваны – и чугунолитейный, и железоделательные заводы, расположенные около каждого пруда, получили значительные повреждения; один же завод (Средне-Выксунский) разрушен до основания. Картина была ужасная: вода с оглушительным ревом и страшной быстротой мчалась из прорыва, жители в ужасе и смятении вытаскивали из домов кое-какие пожитки, а женщины и дети в отчаянии взывали о помощи; но всякая человеческая помощь, в сравнении с стремящейся водяной силой, была невозможна, и оставалось только выжидать, пока пруды стекут до основания. Наводнение окончилось в начале десятого вечера. Погибших насчитывают до 20 человек; а домов, принадлежащих мастеровым, снесено до 30, кроме поврежденных. ... У мастерового же Павликова, бывшего сторожем на единственной уцелевшей плотине запасного пруда, на его глазах унесло дом, в котором находилась его жена и пятеро детей...»

«Утром 11 апреля 1881 года в системе выксунских прудов прорвало главную плотину. Образовался огромный вал воды со льдом. Он достигал почти 6 метров в высоту и 107 метров в ширину».

Теперь о различиях в публикациях.
1. Дата наводнения 11 апреля 1881 по старому стилю или 23 апреля по современному календарю.
Это подтверждают вышеприведённые цитаты и дата Пасхи 12 апреля 1881 года. Приведённые в книгах Королёва (2 апреля) и «Выксунский металлургический» (21 апреля) не имеют подтверждения.
2. Утром – вечером.
Здесь хотелось бы посмотреть документы в ГАНО и прочитать воспоминания очевидцев.
При отсутствии других источников большее доверие вызывает ссылка на архив, чем публикация в газете, подготовленная корреспондентом, видимо, по рассказам очевидцев и знакомством с какими-то предварительными результатами расследования (заметка помечена 15 апреля).
3. Разрушено более 50 сажен плотины – вал воды шириной 107 метров.
Одну и ту же величину 50 сажен = 107 метрам следует отнести к ширине потока воды
4. Разрушена плотина Верхнего или Запасного пруда.
Большинство аргументов указывают на Верхне-Выксунский пруд («именно верхнего», «глубина до семи сажен» = 15 м, «единственной уцелевшей плотине запасного пруда», «прорвало главную плотину»). В пользу версии о прорыве плотины Запасного пруда можно отнести только размер пострадавшего водоёма 4 квадратные версты = 455 га (у Шестерова 516 га) и то, что его площадь равна сумме трёх других (по Шестерову 440 га). Включение в заметку данных о площади прудов в контексте, искажающем принадлежность пруда, можно объяснить внесением этой информации при подготовке сообщения к печати по записям не местным корреспондентом.

д_Митрий
Истинный Wыксунец
Сообщения: 2686
Зарегистрирован: Ср дек 08, 2010 11:51

Re: О катастрофе 1881 года

Непрочитанное сообщение д_Митрий » Сб дек 20, 2014 11:39

ВЛАГ писал(а):...Предлагаю обсудить на страницах форума информацию, имеющую различную интерпретацию...
Что говорит история о времени восстановления плотины? (Хотелось бы сравнить с временем восстановления прудов в Досчатом и Грязной. В легендах об этих прудах цифры постепенно приближаются к указанным выше.)

Аватара пользователя
Дыбра
Добрый Админ
Сообщения: 5437
Зарегистрирован: Чт мар 31, 2005 16:54
Пол: мужской
Откуда: Выкса
Контактная информация:

Re: О катастрофе 1881 года

Непрочитанное сообщение Дыбра » Пн дек 22, 2014 9:13

Если бы прорвало плотину Запасного пруда, снесло бы Нижний завод, а не Средний.
Администратор сайта "Виртуальная Выкса"

Королев ВВ

Re: О катастрофе 1881 года

Непрочитанное сообщение Королев ВВ » Вт янв 13, 2015 12:07

Стоит ли безоговорочно доверять газете «Современные известия»? А именно заметке «Катастрофа» из № 113 от 26.04.1881.
Несколько цитат:
Как писал Н.С.Лесков в своем труде «Иродова работа. Русские картины в Остзейском крае.» «Следовательно, причины, производящие подобное неблагоприятное настроение, для нас очень важны, и они должны быть объяснены по возможности без ошибок, которых, по моему мнению, не избежала московская газета.(Современные известия) Я нахожу себя в возможности сделать попытку поправить то, что мне кажется ошибочным, и приступаю к этому»

Современные Известия политические, общественные, церковные, ученые, литератур¬ные, художественные — ежедневная газета, издававшаяся в Москве с 1 декабря 1867 г. Н. П. Гиляровым-Платоновым (см.). Два отдела газеты (внутренние и иностранные известия) составлялись почти исключительно издателем. До 1882 г. «Совр. Изв.» шли хорошо, имея много подписчиков; позже дела Гилярова-Платонова пошатнулись, и газета едва просуществовала до его смерти; последний № вышел 21 окт. 1887 г.

Костомаров Н. И. По вопросу о малорусском слове // Костомаров Н. И. Русские инородцы. — М., 1996. — С. 536-542.
«Но видим, что, ступивши на эту стезю, автор статьи, помещенной в «Современных Известиях», оказывается, может быть, мимо собственного желания, так же несведущим в истории, как показал себя в этнографии и лингвистике».

О.С.Кругликова.СанкПетербургский государственный университет.
Газета Н.П.Гилярова-Платонова «Современные известия» в системе печати консервативного направления.
«В программе издания указывалось, что «сохраняя характер политический, газета не будет упускать событий, имеющих общественное значение, в какой бы области они не совершались» («СИ», №1,1868) При этом адресатом этих разнообразных известий был широкий круг невзыскательной публики».

Биографические сведения об Иолшине, помещенные в русских газетах за 1877 г., противоречат тому, что говорит о нем Достоевский как о курсанте Главного инженерного училища. Ссылаясь на «Русский мир», газета «Современные известия» (1877. 28 июня. № 174) сообщала: «…Михаил Александрович Иолшин <…> в 1848 году, из унтер-офицеров 2-го кадетского корпуса, был выпущен прапорщиком в Гренадерский короля Фридриха Вильгельма III (ныне Петербургский гренадерский того же имени) полк…».

Жизнь Чайковского. Часть 4.
№ 234. Из письма брату.11-го декабря. «Милый Толичка, все это время я просто погибал от разных работ. В том числе я с необыкновенным рвением полемизировал в газетах по поводу Славянского. Здесь есть газета «Современные известия», которая избрала меня мишенью и целые передовые статьи посвящает обругиванию твоего милого братца, который, как ты справедливо замечаешь, позабыл Толиньку и ему не пишет. Но что делать?»

О других фактах, доказывающих ошибку корреспондента «Современных известий» Вы сами написали. Площадь дна и поверхности. К этому можно добавить еще карту разрушений. Не поленитесь, нанесите на современную карту. Ну и вопросы, возникающие если допустить, что была разрушена плотина «Верхнего». 1.Почему не восстановили Средний завод и пруд при нем, а плотину «Верхнего» отреставрировали? 2. Почему конфигурация «Верхнего» соответствует старым картам, а «Запасного» нет? 3.Кто и когда восстановил треть плотины «Верхнего» после катаклизма? (размер разрушения 170 метров- длина плотины- 600) 4.Почему не разрушена плотина «Нижнего»? Вспомните об эффекте домино. По сути, на плотину «Нижнего» должно было надавить так, что только треск пошел бы. То есть объем воды был не настолько велик? Список вопросов можно продолжить. А вообще. Спасибо что интересуетесь и читаете. Всех с Рождеством!

ВЛАГ
Новоприбывший
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Сб дек 20, 2014 10:38

Re: О катастрофе 1881 года

Непрочитанное сообщение ВЛАГ » Вт янв 20, 2015 17:42

Уважаемый Владимир! Только сегодня увидел Ваше сообщение. Конечно, все газеты грешат неточностями, поэтому желательно иметь несколько источников информации. Правда, истина может быть в самой паршивой газетёнке.
Я считаю, что прорыв плотины Запасного пруда в сторону Среднего возможен, но фактов это подтверждающих нет. Да и Запасный слиться «до основания» при этом не смог бы. Вот мои ответы на Ваши вопросы:
1. Средне-Выксунский завод не подлежал восстановлению, так как был полностью разрушен. А строить новый завод в русле реки, когда в это время зависимость от воды значительно уменьшилась, более затратно, чем построить его на новом месте. А воды Верхнего пруда необходимы для работы домны. Да и что за Выкса без Верхнего пруда!
2. После ликвидации Среднего пруда, уровень Запасного понизили, так как он должен был подпитывать только Нижний.
3. Разрушение платины Верхнего пруда значительно меньше 170 метров. 50 саженей – это 107 м, и это относится к ширине потока, а разрушения в плотинах Верхнего и Нижнего прудов были значительно меньше.
4. В заметке говорится о разрушении плотин трёх прудов, кроме Запасного, т.е. Верхнего, Среднего, Нижнего.

Мои ответы, к сожалению, нисколько не приближают к истине. С уважением, Владимир. http://vla-glubokov.narod.ru/vyksa.htm

Королев ВВ

Re: О катастрофе 1881 года

Непрочитанное сообщение Королев ВВ » Пт фев 06, 2015 21:12

Уважаемый Влаг!
Спасибо за неподдельный интерес к истории нашей малой Родины. К сожалению это встречается все реже.
По средне-выксунскому заводу. То, что он был разрушен до основания- неправда. Часть строений и фундаментов добили совсем недавно. На этом месте выстроен гаражный кооператив.
Основное здание среднего завода, естественно с кардинальными перестройками, живо и существует до сих пор. Там располагаются мастерские и магазин бывшего МУП «Память». К сожалению, памятником не является.
«Выкса без верхнего пруда?» Эмоционально, но… Живет район без Среднего, двух Сноведских, Досчатинского, Грязновского. Межонский, в котором я в детстве купался, превратился в болото. Если по делу, то арендаторы- англичане не стали бы восстанавливать плотину, им это и «даром не надь». Не представляю себе картину, чтобы «черные» лесорубы занимались посадками на месте кражи леса. Так и с этими арендаторами.
«После ликвидации среднего пруда, уровень запасного понизили» Кто интересно этим занимался? И зачем? Еще потратили денег, чтобы срыть и разравнять плотину запасного в районе улиц Октября и Пролетарской. Куда делись эти конструкции? И кто бы мог это финансировать?
По длине прорехи в плотине согласен. Конечно же 107 метров. (170- опечатка) Шестая часть современной плотины. Пусть меньше. Примерно 50 метров, родивших поток шириной 107 метров. Хотя в статье говорится что вода разрушила 50 сажен плотины.
Но куда деть физику? Через такую брешь Верхний слился бы полностью. В это время вода была второстепенным источником энергии для заводских машин и пруды были наполнены под завязку. Еще раз спрашиваю почему устояла плотина Нижнего?
Давайте все-таки ее раз обратимся к истории. Место действия Выкса. Россия. Про Россию это намек на всеобщий пофигизм. Ну помните же: Гром не грянет, мужик не перекрестится. Заводы находятся много лет в глубоком кризисе. В содержание гидросистемы много лет никто не вкладывался. Основные плотины построены во времена Баташевых так хорошо, что имеют огромный запас прочности и присутствуют на современных картах. А вот самая «молодая» и самая протяженная плотина Запасного, который иногда именовали Верхним по месту расположения в каскаде Выксунских прудов, почему-то потеряла почти половину… Ну да что воду в ступе толочь. Это я описал в книге.
Ну и на сладкое. Где мог находиться дом мастерового Павликова если он был в должности сторожа плотины запасного пруда? (по версии «Современных известий») Или местные традиции ничто? До настоящего времени на плотине Запасного у вешняков постоянно проживают.
С наилучшими пожеланиями!

paramon
Наш человек
Сообщения: 111
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2012 22:20

Re: О катастрофе 1881 года

Непрочитанное сообщение paramon » Сб фев 07, 2015 17:51

Дыбра писал(а):Если бы прорвало плотину Запасного пруда, снесло бы Нижний завод, а не Средний.

Как раз снесло бы оба завода, а пострадал больше именно Средний!

paramon
Наш человек
Сообщения: 111
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2012 22:20

Re: О катастрофе 1881 года

Непрочитанное сообщение paramon » Сб фев 07, 2015 18:04

Королев ВВ писал(а):1.Почему не восстановили Средний завод и пруд при нем, а плотину «Верхнего» отреставрировали?

Ответ мне сразу пришел в голову, еще не прочитав такой же ниже: Верхний завод - это один из двух заводов Выксунской группы, имеющих на тот момент действующее доменное производство, что определяло его исключительную важность среди других предприятий.

Королев ВВ писал(а):3.Кто и когда восстановил треть плотины «Верхнего» после катаклизма? (размер разрушения 170 метров- длина плотины- 600)

Нехорошо вопросом на вопрос, но все же: а кто и когда латал прорехи в плотине Запасного пруда?

Королев ВВ писал(а):4.Почему не разрушена плотина «Нижнего»? Вспомните об эффекте домино.

Тут, как мне кажется, уместно вспомнить прорыв плотины Досчатинского пруда 1 августа 2000 г. На пути водяного потока тогда оказалась дамба последнего в каскаде пруда - Пристанского (сейчас это дорога на Лазурный). Был снесен лишь мост через р.Железница, сама дамба не пострадала. Это в ситуации катастрофы 19 в. Средний завод. Нижний завод принял на себя удар водяного потока, сильно ослабленного средней плотиной. Мне думается так.

А вообще вопросы в книге поставлены смело, обоснованно и остро. Это как минимум стимулирует к размышлениям, анализу... Только сейчас просмотрел фильм о проф.Филатове (кто не знает - это прекрасный ученый и автор книг о нашей нижегородской истории), где одной из его главных заслуг называют не конкретные исследования и их иногда спорные результаты, а собственно постановку исторических проблем.

ВЛАГ
Новоприбывший
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Сб дек 20, 2014 10:38

Re: О катастрофе 1881 года

Непрочитанное сообщение ВЛАГ » Сб фев 07, 2015 19:19

Ответы на вопросы Королева В. В.:
По поводу англичан: они и не стали ничего восстанавливать – это пришлось делать Лессингу. О разрушении плотины Нижнего пруда напрямую говорится в заметке. Косвенно это подтверждает и беллетристическая часть заметки: « ... дом с ужасающей быстротой несло по волнам. Находчивый Ухлин, не теряя присутствия духа, перетащил девушек на чердак, а оттуда на крышу и придерживая их обеими руками, предохранял от падения в воду; таким образом, эти несчастные пронеслись верст 7, пока не остановились на мели». На это, конечно, можно сказать, что дом унесло из Антоповки.
Поэтому, исходя из того, что поток воды уничтожил Средний завод «со всем оборудованием, на Верхне-Выксунском заводе водяной вал повредил доменные печи и часть строений, пострадал и Нижний завод», изложу возможную версию произошедшего. При этом считаю, что уровень Запасного пруда не мог намного превышать уровень Среднего, из-за невозможности поддерживать в рабочем состоянии такую протяженную и узкую платину-перемычку между ними.
Так как уровень Верхнего пруда поднялся очень высоко, то большой излишек воды был направлен в Запасный пруд через вешняки, которые до этого практически не работали и плохо обслуживались. Это вполне естественно могло привести к разрушению в этом месте плотины, а дальше водяной поток Верхнего пруда смыл перемычку между Запасным и Средним прудами и устремился в Средний со всеми последующими разрушениями. В дальнейшем был установлен новый уровень Запасного пруда, который закрепился на будущее, а через вешняки слив стал в Нижний пруд по современной схеме.

ВЛАГ
Новоприбывший
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Сб дек 20, 2014 10:38

Re: О катастрофе 1881 года

Непрочитанное сообщение ВЛАГ » Ср фев 11, 2015 20:36

Открывая данную тему, я надеялся, что будут обсуждаться и другие вопросы, высказанные в книге с ленинским названием.
О моих сомнениях по датам рождения братьев Баташевых смотрите по ссылке http://vla-glubokov.narod.ru/batash.htm

Ответить

Вернуться в «История Выксы и краеведение»