Самолет. Второй.

Аватара пользователя
Отличник_РККА
Завсегдатай
Сообщения: 258
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 8:52
Пол: мужской
Откуда: планета Земля

Самолет. Второй.

Непрочитанное сообщение Отличник_РККА »

Доброго дня, камрады. 5.08 стартую в 18-30 из Выксы на подьем. У товарища не сложилось поехать по обстоятельствам, соответственно, есть места в машине. Если есть желание - велком на 8-905-66-22-466. С собой только шмотки и прибор, питание и транспорт за счет отправляющей стороны :grin: . Палатки и костровые от приглашающей стороны. Дома будем 12.08.утром.
Я к своей винтовочке крепко штык прилаживал,
За сапог засовывал старенький наган.
"Славу" третьей степени да медаль отважную
С левой клал сторонушки глубоко в карман...
Аватара пользователя
Отличник_РККА
Завсегдатай
Сообщения: 258
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 8:52
Пол: мужской
Откуда: планета Земля

Re: Самолет. Второй.

Непрочитанное сообщение Отличник_РККА »

Забыл. Подъем официальный, доки в порядке. Команда собирается 14-15 человек (3 отряда из Смолы и области), со всеми работал не одну Вахту. Мотопомпы на месте есть, с ведрами носиться не придется. Ну и в округе побродить есть где... Проходимый транспорт до места подьема и назад до транспорта. Вроде все.
Я к своей винтовочке крепко штык прилаживал,
За сапог засовывал старенький наган.
"Славу" третьей степени да медаль отважную
С левой клал сторонушки глубоко в карман...
Аватара пользователя
Verzond
Наш человек
Сообщения: 116
Зарегистрирован: Пн июл 16, 2012 15:25
Пол: мужской

Re: Самолет. Второй.

Непрочитанное сообщение Verzond »

Ждем отчета! Эх, огорчительно, что не срослось поехать :(
Убивать эстетов, понятно, лучше всего дорогими предметами искусства, чтобы, испуская дух, они возмущались таким святотатством
Аватара пользователя
guest
Редкий гость
Сообщения: 4120
Зарегистрирован: Вт апр 12, 2005 9:04
Пол: мужской
Откуда: Internet
Контактная информация:

Re: Самолет. Второй.

Непрочитанное сообщение guest »

Блин, с каким бы я удовольствием...
Выкса настолько суровый город, что даже сосны в нем -- ЖЕЛЕЗНЫЕ! :-)
Гость

Re: Самолет. Второй.

Непрочитанное сообщение Гость »

Макс сказал, что самолетов два поднимали...Ждем отчет!!!
Аватара пользователя
Отличник_РККА
Завсегдатай
Сообщения: 258
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 8:52
Пол: мужской
Откуда: планета Земля

Re: Самолет. Второй.

Непрочитанное сообщение Отличник_РККА »

Ловите. Что вспомнил - расписал. Фоты тоже попробую поставить.
История с этим самолетом началась еще в 2010 году летом на подъеме двигателя СБ. Местные поведали, что в нескольких километрах от места работы установили место падения еще одной машины неизвестной марки. После, с чьей-то легкой руки, самолет был назван американским истребителем, хотя в глаза его никто никогда не видел. У командира местного отряда достоверной информации не было, да и никто плотно не занимался поиском данных и свидетелей. В 2010 я так и не попал на осеннюю Вахту, в 2011 работал в другом районе.
2012 год начался с печального известия. Администрация (пальцем тыкать не буду, хотя достоверно знаю кто) проеДала нашу заявку на участие в весенней Вахте Памяти. Получилось так, что известие пришло, когда мы уже сидели на рюкзаках. Транспорта – нет, денег – нет, бумаги – тоже нет. Спасибо огромное Гавришу Олегу (наши пограничники) – деньгами выручил. Транспорт – УАЗ в два водителя. Звоню в Смолу товарищу – приезжайте. По приезду как раз и всплыла уже довольно бородатая история об американском истребителе. Договорились на конец лета.

Наступил август. У родителей стройка, в квартире ремонт, в доме дел за год не переделать. На работе жесткий дефицит персонала, про отпуск нет даже речи. Собираются в поездку первоначально шесть человек. У четверых заявления на отпуск не подписывают. Свой отпуск еле выбил на неделю, родные отпускают, несмотря на уйму дел. Поскольку обещал ребятам обязательно приехать помочь, решаем ехать вдвоем на моей легковой. Звоню смоленским – палатку поставят, костровые не брать, продуктов есть на две недели, транспорт до места имеется, генератор и мотопомпы исправны. Собрался налегке. Машину проверил, вроде гуд.
За день до отъезда у камрада заболел сын, поехать не сможет. Ну что же, еду один. На всякий обзваниваю еще раз всех. Через час звонок от товарища. Есть, говорит, толковый человечек, с головой и руками. Интерес по войне имеет, но опыта в поиске ноль. Снаряжение в наличии. Возьмешь в напарники?
Беру тайм-аут взвесить за и против. Еду к камраду со старой гвардии, мол, так и так, что скажешь, бродяга? У виска он, конечно, не раз покрутил за время разговора. Район тяжелый, на подъеме сплошная глина, опытных лопат на пальцах посчитать, тракторная заброска, вода привозная, еще и напарник зеленка…Ладно, прорвемся.
Выехали 5-го в 19 из Выксы. Добрались без особых приключений. Единственное, выезд брал с запасом на отдохнуть пару часов в дороге, но под Ногинском влетели в пробку, которая скушала все расчетное время. Немного зацепило дождиком, минут 20 ехал практически наугад, настолько сильным был ливень. Пару раз остановили в Москве для проверки документов. По дороге останавливались пить кофе и размяться (из меня дальнобойщик не очень). На месте были за час до общего сбора возле администрации поселка. К сожалению, не смогли приехать старые знакомые из Смоленского ПО «Энергия» (студенческий отряд). Смоленский отряд «Медведи» прислал только замка с огромным рюкзаком и двумя сумками продуктов. Порадовал приезд дяди Миши, директора поселковой школы. Отличный мужик, с пацанами уже 20 лет по Вахтам ездит. Безлошадных усадили в местный «Соболь», туда же сложили палатки и снаряжение. Едем на место заброски, где нас ждет трактор.
Машины бросили возле дома тракториста, «Соболь» укатил назад. Перегружаемся в тракторную тележку и часа полтора ползем по лесной колее к месту работы. По дороге разговариваю с дядей Мишей. Оказывается, есть еще один самолет примерно в 600 метрах от уже найденного американца, место известно с точностью до метра. Вот только маловато времени, всего неделя. Есть вариант зацепить двигатель, который лежит в глине на глубине 3-х метров. Единственный минус – грунтовые воды, из-под земли бьют ключи с ледяной родниковой водой. Верх-дерн, ниже – глина, сам самолет лежит ниже глиняного слоя на песке. Пилот поднят несколько лет назад, обнаружен планшет и личное оружие. Перезахоронен с воинскими почестями в деревне неподалеку, памятник на могиле установлен. Но сам самолет, якобы, никто не пытался поднять. Увидим, пока по графику у нас три дня на попытку подъема «американца».
Выбрали поляну для постановки лагеря, разгрузка тележки заняла менее 10 минут. Трактор уходит. Традиционные 100 грамм за встречу, часть приехавших остается оборудовать лагерь, вчетвером уходим к месту падения «американца». До места метров 200…
На подходе (лично для меня) открывается печальная картина. На раскопе работали лет эдак 5-6 назад одним из самых беспощадных методов, суть которого – добыча металла, а не подъем исторически ценного материала, позволяющего узнать трагедию того времени. Летуны 82 и 120 мм со свинченными взрываками сложены вдоль упавшего дерева, изрядно подгнившие дрова рядом с ямой и…фрагменты толстого авиационного алюминия, разбитые взрывной волной. Существует такая технология очистки при помощи малых зарядов, но доступна она людям высшей квалификации сапера, чрезвычайно опасна и не дает гарантии того, что извлекаемый предмет не будет поврежден. Подрывы в шурфе без контроля направления распространения взрывной волны, исполненные местными, не оставили нам никаких шансов увидеть двигатель самолета, сбитого в смоленском небе в героическом 1943-м. Вариантов нет, смотрим, что нам досталось. Небольшая оплывшая яма немного в стороне от основной - тащили крыло. Копаем на штык – патроны от крыльевых пулеметов. Маркировка американская, гильза без ранта, легенда про «американца» похожа на правду. Удар самолета о землю был такой силы, что пули ушли в гильзы практически на всю длину. Переходим на противоположную сторону ямы. Щупом просто невозможно проткнуть землю, везде металл на глубине около метра. Вскрываем лесной дерн, убираем глину…невероятно, пара «браунингов» правого крыла лежит нетронутая в окружении фрагментов обшивки. Уходим в лагерь на обустройство навеса, стола и разбор пожиток с немного приподнятым настроением.
Отдельное спасибо Алексею «Медведю» за палатку, за всю неделю ни разу не промокли, хотя ночью пару раз были сильные дожди с грозами. Помимо пенок, ребята притащили спальников с запасом. Палатка получилась пятизвездочная.
После оборудования лагеря завалился спать, сказалась дальняя дорога. Проснувшись, увидел, что Алексей поднял оба пулемета (показаны на фото ниже). Посидели, вспомнили историю создания данного типа оружия (Алексей историк по учебе и призванию), отмыли маркировку от глины, почистили кожуха, долго изучали. ДТК одного из пулеметов отвернулся от руки, резьбы как будто вчера сделаны. Сохранились родные надписи краской на алюминии (консервант отличный), маркировка завода изготовителя и номера в первозданном состоянии. До этого дня никто из нас никогда данную модель не видел. Где-то в 2 ночи отправились по палаткам.
Утро второго дня. Погода хорошая, немного прохладно. Легкий завтрак, кофе и в яму. Копаем по переменке, сменяя друг друга. Для тех, кто не знает, глину практически невозможно поднять лопатой, не отрубив предварительно от целого куска. Втроем чистим яму, от краев остальные убирают ее подальше. Постоянно оплывают стены, каждые пару минут приходится выдирать болотники из глины. Чуть задумаешься – затянет так, что не выбраться. Кирилл, помнится, минут 30 выкапывал сам себя, хотя затянуло только до колен. До обеда углубились на метр с небольшим. 170 см щуп уходит на полную глубину, едва доставая до металла на дне ямы. Перерыв на обед, чуть отдохнули и снова вниз. В районе 20 уходим в лагерь. Итог дня – дюраль с обшивки, фрагменты крупнокалиберного пулемета, разнесенные взрывом, пули 12,7 трассера и снаряды 37 мм без гильз. На глубине около 70 см нащупал крупный предмет. Силы кончились, буду поднимать завтра. Дневальным спасибо за отличный ужин. Кстати, смоленский хлеб чем-то напоминает глину, в которой сегодня ковырялся. Минус заезда – никто не взял гитару. Запустили генератор, зарядка телефонов, звонок домой. Посоветовался с отцом по раскопу, позвонил супруге и пообщался с сыном. Соскучился за два дня.
Третий день. Традиционно кофе-завтрак-яма. Пробиваю (по другому не назовешь) шурф до обнаруженного предмета часа за полтора. На дне лежит цилиндр от двигателя, деформированный ударом. Расширяюсь в стороны, рядом еще один. Секундная надежда угасает – цилиндры в разных плоскостях, от картера остались клочья, из цилиндров видны обрывки шатунов, поршни целые. Поднимаю оба. Номер самолета дублирован на шатуне (на наших самолетах), есть вероятность найти заветные цифры. Яма углублена до 3-х метров, выбрасывать глину лопатой нет возможности, из ямы ребята вытягивают ее ведрами на веревках. Закапываюсь еще на штык. Пошли патроны 12,7, снова головы 37 мм, дюраль, дюраль, дюраль.… Со дна поднимаю стойку шасси, топливный кран, звенья ленты. Пули 12,7 загнуты страшным ударом о землю, на кончиках родная зеленая краска. Пошли куски картера, отмываем на месте, номеров нет… Двигатель взорван, как и предполагалось ранее.
Внезапно со стороны лагеря слышен резкий хлопок. На подрыв ВОПа непохоже, слабовато, но вся молодежь в лагере. Секундная тишина на раскопе. Не дай Бог кому пришла в голову мысль сунуть в костер пулю или снаряд без взрывака…Так подумал каждый. Вовка улетает в лагерь со словами: «Сейчас подниму именного бойца с российским паспортом». Минут через 15 вернулся. От нечего делать одному в голову пришла светлая мысль спалить алюминиевый баллон с остатками жидкости от комаров. Дежурный сам себя назначил, нет вопросов. В нагрузку запас дров до конца недели, мытье посуды и котлов. Поумнеет.
Добирая дно, нахожу корпус от часов. Маркировка в две буквы, одна шестеренка на месте, стрелок и циферблата нет. Интересно, во сколько они остановились? Дальше материк, ребята вытаскивают из ямы. Настроение, мягко говоря, не очень. Приехали Макс, Паша и Руслан, глянули яму, посмотрели на наш внешний вид, сказали «да ну на…, привалит». Бредем в лагерь, ужин два часа как остыл…
Вечером отмываю цилиндры от глины. Есть выбитые номера на поршнях, но они разные, шатуны оборваны по вкладыши, номеров нет. Пара ничего не значащих табличек, номер топливного крана и шасси погоды не делает. Надежда на номера пулеметов ничтожно мала. Неудачно.
Общий сбор у здания администрации района
Общий сбор у здания администрации района
Летун возле места падения
Летун возле места падения
Маркировка на кожухе авиапулемета
Маркировка на кожухе авиапулемета
Собственно, сами авиапулеметы
Собственно, сами авиапулеметы
Номер и производитель
Номер и производитель
Состояние отдельных фрагментов самолета. Сохранилась оригинальная маркировка
Состояние отдельных фрагментов самолета. Сохранилась оригинальная маркировка
Цилиндр, оторванный взрывом, поршень цел (есть номер), обрывок шатуна
Цилиндр, оторванный взрывом, поршень цел (есть номер), обрывок шатуна
Боеприпасы из ямы. Интересные 37 мм...
Боеприпасы из ямы. Интересные 37 мм...
Маркировка на 12,7 мм
Маркировка на 12,7 мм
Маркировано все, что только можно представить
Маркировано все, что только можно представить
Втроем едем в поселок на «ниве» Макса, берем гитару, заезд в магазин (осы сожрали всю сгущенку), возвращаемся в лагерь. За коньяком решаем с Мишкой завтра посмотреть второй самолет. Ночью захолодало, часа три шел сильный дождь. Спал как убитый.
День четвертый. Позавтракав, выдвигаемся на место, бензопилами чистим проезд для «УАЗа», в котором едут мотопомпа и лебедки с тросами. Валежника немного, добираемся быстро. На пригорке выгружаем оборудование. Здесь работа посложнее, яма диаметром метров 5 полностью залита водой, глубина около 1,5 метра. Через минут 40 помпа управляется, жижу убираем ведрами по цепочке. Шомполами набиваем место, глубина около метра. Мишка зовет «смотреть херовину». За деревом на земле лежит 152 мм отстрел, на полкалибра вросший в землю. Какой-то потенциальный смертник срубил с него ведущий медный поясок. Похоже, сюда «саперы» тоже добрались. Хотя следов подрыва визуально не видно, начало невеселое. Воронки могли заплыть от большого количества воды. Увидим.
Существенный минус по сравнению с первой ямой – намного больше воды, без бревенчатого настила под ногами тону сразу. Колотим пару лестниц, спускаем в яму. Ведрами убираем жижу, которую не взяла помпа. Работа довольно таки бестолковая, потому как вода постоянно прибывает. Расклад приблизительно такой: убираю два ведра воды, отбрасываю лопату глины наверх, снова два ведра воды. Бесполезная работа, ибо стены также оплывают, не помогает частокол из жердей, на который убили два часа. Меняем тактику. Набиваю край двигателя. Задача - в максимальном темпе шурфить до мотора минимальный диаметр, чтобы поставить шланг помпы. На поясе веревка, двое страхуют на случай, если поплывут стенки. Лопата стукается о картер, пару комьев глины выдираю уже руками, завожу шланг. Запускаем – победа. Производительность помпы высокая, вода не успевает прибывать. Подрезаю глину так, чтобы вода со всей ямы сбегала в шурф. Втроем в темпе вальса выбрасываем из ямы пласты лопатами, руками, ведрами. Теперь уже видно, что яма углубляется. Минус – нет подмены, ребятню в яму единогласно решаем не спускать, слишком опасно. В какой то момент, выбрасывая глину наверх, понимаю, что еле-еле цепляю лопатой край ямы. Из-за откачки воды стенки треснули, в щель свободно проходит рука до плеча. Если сыпанет, будет нехилая братская на двух командиров и замка. Смотрю на Алексея. Мы с ним самые легкие, практически не тонем. Если ногами не месить сильно, оплыв визуально не увеличивается, что радует. Копаем бок двигателя, попутно глиняную жижу поднимаем ведрами. Помпой убираем воду – виден распредвал двигателя, головка цилиндра, клапана. Тут же из ямы достаем корпус от немецкой противотанковой мины. Не сработала, видно не смогли толком развести огонь. Вот и славно, значит, ниже «саперы» не добрались, и мотор лежит в том же состоянии, как после падения. Настроение у всех отличное. Уходим в лагерь.
Напарнику спасибо за сытный обед, помытую посуду и горячий кофе. Как раз подъехали проверяющие в лице местного участкового, начальника ГОВД Ельнинского района и районного охотоведа. Спросили про ВОПы, покрутили пулеметы. Участковый проявил недюжинные знания в области стрелкового оружия, засомневавшись в названном мной калибре пулеметов. Не придумав ничего оригинальнее, промерял ДТК вместо ствола патроном табельного ПМ и заявил: «Калибр тут не меньше 9 мм». Поржали, объяснили, где и что ему лучше измерить да еще таким образом. Хотелось бы посмотреть, как он определит калибр, скажем, ДП-27. Предлагать не стал – обидится. После осмотра штатного патрона для «браунинга» участковый притих и ушел осматривать летунов возле первой ямы.
С остальными ребята потрепались еще с полчаса, в это время отдохнул в палатке. Наконец все уехали, вернуться не обещали. Нужно подниматься.
Снова на яму. Вода поднялась сантиметров на 70. Откачиваем помпой, продолжаем копать. Виден второй цилиндр, работа пусть медленно, но продвигается. По одному идут патроны от ШКАСа, год выпуска 1941. Без сожаления улетают в лес, по баловству с пулями ПЗ историю помню. Из глины на отвале ребята выбирают головной взрыватель от ОЗТ 37 мм, потом 37 мм комплектный, но без гильзы. Видно, выбило при ударе о землю. Голова непростая, не дает рикошета, на кончике медный цилиндрик, препятствующий проскальзыванию снаряда при попадании в цель под углом. Копаю и думаю… Есть, конечно, соображение о том, что это за самолет…ШКАСы…37 мм авиапушка…штурмовка Добромино в 2 км отсюда……нет, нужен хоть маленький кусочек той самой стали, который скажет точно, и он должен здесь быть. Уже никто не обращает внимания на порванные еще в первой яме сапоги, полные воды, как-то разом все бросили курить. В какой то момент понимаю, что перестал тонуть в глине. На глубине 20 см по шомполу сплошной металл, который нас держит, и это не двигатель, он лежит глубже. Вовка цепляет край листа, практически лежа на дне, но выдернуть не получается, глина держит не хуже бетона. Оставляем мотор, обкапываем лист по торцу, в раскачку отцепляем от глины, споласкиваем... Вот он, тот самый осколок брони, который отбросил все наши споры о модели самолета, подтвердил или опровергнул все местные легенды. На дне раскопа под теперь уже мирным смоленским небом лежит легендарный штурмовик Ил-2, он же «летающий танк», как звали его конструкторы, он же «самолет-солдат», как уважительно называли его фронтовики. Грозная боевая машина, которую боялись пилоты Люфтваффе, давшие ей название «бетонный самолет». Колонны Вермахта, попавшие под штурмовку, звали наш Ил-2 «мясорубка», «железный Густав», «черная смерть»…
Итак, мы знаем, что за машина перед нами. Двигатель V12 прикован к глиняной подушке и, что самое плохое, может быть закреплен на раме. В этом случае мы его не поднимем даже теоретически. Еще один большой минус – броня при ударе сложилась вокруг мотора, завести трос и обвязать мотор нет никакой возможности, цепляться за распредвал нельзя, сорвем крепления. Разделяем работу. Вовка максимально откапывает видимую заднюю часть мотора, мы с Алексеем вынимаем из глины куски брони. Сегодня нужно обвязать двигатель, иначе нам просто не хватит времени закончить работу. В районе 20 вечера, сотый раз откачав воду, Вовка нащупывает пару шестерен на картере. Больше цеплять не за что, на корпусе нет ни приливов, ни отверстий для постановки рымов. Рискуем. Затягиваю трос восьмеркой сразу за обе, шестерни свободно ходят на валах двигателя вдоль оси, при вертикальном подъеме сползут, и у нас ничего не выйдет. Натяг троса перпендикулярно валам. Расчет простой – восьмерка троса при натяге дополнительно сожмет шестерни на валах. Если выдержит лебедка, то есть вариант оторвать мотор от грунта, приподнять один край и завести трос.
Крест-накрест валим пару деревьев, лебедку цепляем за верхнее бревно, нижнее будет работать как дополнительная пружина. Пока работал лебедкой, вспомнил ТБ: «Не поднимай примерзший груз». Строп натянут до предела, двигатель не шелохнулся. Вторую лебедку завожу прямо за восьмерку троса. Натяг максимальный. Никакого эффекта. Верхнее бревно прогнулось сантиметров на 15. Попробовал подтянуть первую лебедку – слабины на тросе нет. Больше тянуть нельзя, если троса рванут, то выпрыгнуть не успею.
Ребята приуныли, только Вовка одобрительно улыбнулся. Схожая история была в 2010 на СБ, нужно подождать. Вода снизу подмоет картер, и глина отпустит. Отпустит ли? На СБ был торф, и не было закрепления мотора на раме, а здесь ничего не ясно. Уезжаем ужинать. С утра УАЗ уйдет за дополнительной лебедкой и тросами. На всякий случай.
В лагере шикарный по походным меркам стол. Переоделись в сухое, поужинали, согрелись. Прозвонился домой родным, все в порядке. Часов до двух гитара, дальше отбой. Ночью прошел небольшой дождь, от которого проснулся. Закурил в тамбуре и прикидывал, сползут стенки в яме, или выдержат.
Утро пятого дня. Завтрак. Сегодня нужно отработать максимально, потому как завтра в 19 выезд. Идем к яме. Издалека вижу, что бревно с притянутыми лебедками выровнялось. Одно из двух – либо отцепился от грунта двигатель, или сошли троса. В яме много воды, потому не видно, поднялся мотор, или нет. Пока заводят помпу, пробую натяг лебедки. Натяжение ослабло! Поочередно лебедками по миллиметрам поднимаю. Грузоподъемности хватает, воду решаем пока не откачивать, в ней легче поднимать. Через минут 20 лебедки на максимуме подъема. Убираем воду…у нас получилось.
Глина в процессе откачки воды сползла под двигатель, теперь он полностью виден. Из минусов – разбита одна клапанная крышка, сорвано навесное, сломан один распредвал. Обливаем водой, убирая лишнюю массу.
Опускаем мотор на другой трос, перевязываем. Строп отличный, длина с запасом, а вот лебедки не внушают доверия. Ребята готовят настил, по которому будем тянуть. Все подготовили, зацепили, натянули. Минус – большой угол наклона, по которому будем поднимать, но срезать ниже не получится, завалим яму. Достали обломки брони, пробили глину ниже. Внизу также сплошной металл, щуп не лезет ниже 20 см.
Лебедки развесили следующим образом. Та, которая потяжелее, тянет горизонт за основной трос по установленным лагам. Вторая, полегче, завязана за передок мотора и работает вертикально на подъем, чтобы двигатель не цеплялся за настил. По настилу размазали глину для уменьшения трения. Пробуем – работает. Начинается мелкий дождик, так бывает всегда. Дотащили до середины ямы, ставим подпоры из бревен под мотор, вертикаль придется перецеплять. Уходим обедать.
После обеда везение заканчивается. На самом краю клинит основную лебедку, попросту выкрашиваются зубы шестерен. Берем резервную, которую привезли утром. С трудом перецепляем по натянутому тросу, не отпуская мотор. Не хватает грузоподъемности, механизм выходит из строя. Лаги бесполезны, слишком большая масса и нет точки упора. Вниз спускаться нельзя, если оборвет лебедку, то шансов никаких, двигателем просто раздавит. На сегодня работа окончена.
Довольно таки не очень настроение по дороге в лагерь. Последний, но очень спорный шанс – трактор. Теоретически, тяги хватит, но если усадим, то копать придется очень долго. Вовка звонит трактористу, заказывает трос покрепче и подлиннее вместе с машиной. К утру будет.
Утро субботы. Трактор пришел в лагерь, отцепили тележку для погрузки снаряги. Часть сводного отряда упаковывает вещи, часть уходит на яму. Тракторист притащил цепь (троса не нашлось) поистине якорную, и, судя по внешнему виду, тоже копаную. Такой можно смело тянуть хоть самолет полностью. На всякий случай расходимся в стороны. Первым рывком рвем ранее пристегнутый трос, хорошо, что посередине. Мотор съезжает по настилу вниз. Петля на месте разрыва завязана, цепь пристегнута, аттракцион начинается. С третьей попытки двигатель зависает на краю ямы, еще сантиметры…все, назад он больше не упадет. Лагами переваливаем его набок, оттаскиваем на поляну. Получилось!
Подхожу к краю ямы. Стенка, которая грозилась обвалиться еще два дня назад, съехала на дно. Из грунта на глубине полуметра со стороны сползшей стены видна непонятная «штуковина». С виду кусок трубы с кольцом на корпусе, на конце заглушка, видимая длина сантиметров 40. Стойка шасси? По месту расположения подходит, только что-то слишком мощная. Поскольку Вовка копает кок (точнее, то место, где он мог бы находиться) и ему мало что интересно другое, пробую раскачать «стойку». Не шелохнется. Подгоняем трактор, затягиваю удавку, цепляем, тянем. Трактор, который довольно уверенно вытянул двигатель, роет на месте. Начинаем обкапывать, щуп видит непонятный отвод от «стойки» вдоль стены ямы. Смываем водой глину...вот это бонус напоследок! За торцевой крышкой рядком стоят латунные гильзы, отмыли мы подаватель, а «стойка шасси» ни что иное, как авиапушка НС-37 (Нудельман – Суранов 37 мм) ! Перевязываем трос так, чтобы подъем был вертикальный, и аккуратно извлекаем из ямы грозное оружие. Никогда не видел это оружие вживую. Снаряд авиапушки мощнее, чем аналогичный калибр противотанковой немецкой пушки Pak 35/36. Сила отдачи (согласно наставления, на наземном станке) – 5500 кг. Неудивительно, что при стрельбе самолет сносило с курса. Крепилась пушка в подкрыльевой гондоле. Беру ведро воды, иду отмывать и искать номер. Снаряды деформированы при ударе о землю, приходится прогнать всех папарацци и помощников. Снял боковую крышку, убрал два снаряда. Третий удерживается фиксатором, минут десять искал, чем же он освобождается. Механизмы работают, все пружины живые. Убрал фиксатор, извлек третий снаряд. Отмыл гильзу в воде – 1942 год. Состояние стали потрясающее, ни одной раковины, нет даже налета ржавчины. Пушка в родном воронении, глина хорошо сохранила покрытие. Номер на снятой крышке совпадает с номером ствола (на фото ниже он есть). Из минусов – снаряд в стволе, на извлечение нужно время, и, к огромному сожалению, погнут ствол.
Пока ковырялся с пушкой, ребята откопали шестерню. Удавка из троса не подвела, хотя пришлось долго гонять трактор, чтобы оторвать кок от глины. Лопасти отскочили при ударе, лежат чуть ниже, придавленные бронелистами. Рядом подняли наверх целый лист брони, защищавший бок двигателя. Его просто срезало с клепок от удара. Не разбит, не деформирован, родная зеленая краска…Осенью привезу в музей, в багажник моего «Опеля», к сожалению, не уместится. Завтра утром придет эвакуатор, погрузит и увезет крупные узлы. Все, нам пора уезжать, мы уже опоздали с отправлением на два часа….
Довольные, мы возвращаемся в лагерь. Из нас получилась крепкая команда, и сделали мы намного больше, чем планировалось первоначально. Алексей отметил, что подъем практически совпал с днем празднования 100-летия ВВС. Считаем, наша работа стала хорошим подарком защитникам неба.
В лагере все готово к отправке, вещи в тракторной телеге, мусор убран, костер залит. Фото на память. И только на обратном пути, лежа на рюкзаках, понимаю, как устал за эту неделю. Доехали быстро, дорога домой всегда немного короче.
Перекладываем снаряжение в машину. Вещмешки с экспонатами не завязываю, планируется общение с сотрудниками на повороте в Ельню. Что делать, эхо залета одного из отрядов на весенней Вахте Памяти, ФСБ контора серьезная. Чтобы не затягивать процесс общения, документы готовлю сразу. Переодеваемся, как раз начинается ливень. Прощаемся, вместе с Мишкой выезжаем, нам по пути. По колдобинам выбираемся на асфальт. До дома еще сотни километров…
На выезде нами никто не заинтересовался, думаю, помогла погода. Ехать старался максимально быстро, Москву проскочили без пробок, но в Покрове, чувствуя, что засыпаю, остановился отдохнуть. Через 3 часа снова в путь. В 14-30 дома.
Я к своей винтовочке крепко штык прилаживал,
За сапог засовывал старенький наган.
"Славу" третьей степени да медаль отважную
С левой клал сторонушки глубоко в карман...
Аватара пользователя
Отличник_РККА
Завсегдатай
Сообщения: 258
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 8:52
Пол: мужской
Откуда: планета Земля

Re: Самолет. Второй.

Непрочитанное сообщение Отличник_РККА »

Неплохое внешнее состояние двигателя
Неплохое внешнее состояние двигателя
Первая попытка подъема
Первая попытка подъема
Двигатель на дне ямы подготовлен к подъему.
Двигатель на дне ямы подготовлен к подъему.
:)
:)
Пушка НС-37.
Пушка НС-37.
Извлечение боеприпасов
Извлечение боеприпасов
ОЗТ 37 мм в подавателе
ОЗТ 37 мм в подавателе
После небольшой помывки
После небольшой помывки
Маркировка донца гильзы
Маркировка донца гильзы
Номер авиапушки. Состояние металла превосходное
Номер авиапушки. Состояние металла превосходное
Я к своей винтовочке крепко штык прилаживал,
За сапог засовывал старенький наган.
"Славу" третьей степени да медаль отважную
С левой клал сторонушки глубоко в карман...
Аватара пользователя
Отличник_РККА
Завсегдатай
Сообщения: 258
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 8:52
Пол: мужской
Откуда: планета Земля

Re: Самолет. Второй.

Непрочитанное сообщение Отличник_РККА »

Такая вот пушка...
Такая вот пушка...
Редуктор разбит при ударе о землю. Поднят отдельно.
Редуктор разбит при ударе о землю. Поднят отдельно.
Вид спереди. Лопасти винта отлетели при ударе.
Вид спереди. Лопасти винта отлетели при ударе.
Кое-где сохранилась маркировка краской.
Кое-где сохранилась маркировка краской.
За качество фото извиняйте. Внешний вид фотографа многое скажет.
За качество фото извиняйте. Внешний вид фотографа многое скажет.
Ну, собственно, и вся поездка. Вопросы, замечания, предложения...
Я к своей винтовочке крепко штык прилаживал,
За сапог засовывал старенький наган.
"Славу" третьей степени да медаль отважную
С левой клал сторонушки глубоко в карман...
Аватара пользователя
Verzond
Наш человек
Сообщения: 116
Зарегистрирован: Пн июл 16, 2012 15:25
Пол: мужской

Re: Самолет. Второй.

Непрочитанное сообщение Verzond »

Браво за работу! В таком дрище копать сам знаю, что такое :)
Убивать эстетов, понятно, лучше всего дорогими предметами искусства, чтобы, испуская дух, они возмущались таким святотатством
y4ilka
Обитатель
Сообщения: 83
Зарегистрирован: Пн окт 11, 2010 13:40

Re: Самолет. Второй.

Непрочитанное сообщение y4ilka »

Отличник_РККА, вы здорово все описали. Прекрасно владеете словом. Практически готовая статья в газету, хорошо бы и зеленым юнцам узнать, что не только пивом и бессмысленной тусовкой может быть счастлив человек; что отпуск можно провести и так, а не отлеживаясь бездумно на пляже или пожирая водочку на турецких курортах.
Молодец! Где-то слышала такую фразу: "Без воспоминаний память умирает". Вы вносите свою лепту в то, чтобы мы помнили не только ужасы войны, но и ее героев. Спасибо за патриотический настрой!
Ответить

Вернуться в «История Выксы и краеведение»