Борис Власенко » Чт июн 21, 2012 10:57
Дети, образование, школа. Лишнее зачеркнуть.
20 августа 2010 г. 18:15
Продолжаю тему образования и школы. В предыдущем посте я нахально заявил, что школа - не обучает, а лишь "хранит" детей, причем не слишком качественно. Повторю, что обучение - это побочный продукт школы, случайный и незначительный. Обучение происходит скорее вопреки школе, чем благодаря.
Два утверждения, два вопроса, две темы: 1. "Почему школа не учит (что происходит в школе)?" 2. Как должно просиходить обучение?
Сначала предлагаю понять, что происходит в школе. Но перед этим еще раз напомню, что если вы учились в хорошей школе, у вас были хорошие учителя, вы много знаете и помните со школы - хорошо. Я не претендую на Истину. Я буду говорить правду. Что происходит в школе.
Главная идея, прочтите внимательно, пожалуйста: любое обучение это осознанный процесс получения знаний. Не будет обучения, если обучаемый того не хочет. Обучение - это не процесс передачи, а только процесс получения знаний. Учить может не только учитель, но и жизнь. Если человек раз за разом совершает одну и ту же ошибку, значит нет процесса обучения. Как тут не вспомнить поговорку о том, как учаться мудрый, умный и дурак!
В психологии есть понятие "деятельность". Например, если ребенку сказали, что пока он не расскажет стихотворение наизусть, то гулять не пойдет. Он сидит и учит. В данном случае деятельность - преодоление препятствия, мешающего пойти гулять. Если в процессе он вдруг увлечеться и забудет о том, что хотел гулять, если ему понравится стихотворение и он будет его учить просто чтобы выучить, то деятельность измениться. Теперь это - заучивание стихотворения.
В школе давно произошла подмена процесса обучения процессами ответов перед учителем и получением оценок. Как только учащийся заинтересуется каким-либо предметом, так сразу выходит далеко за рамки школьной программы. Причем может выйти перекос - одну тему знает не очень хорошо, а другие - на уровне ВУЗовской программы. Но самое страшное, что просиходит в школе - это высасывание жизненных сил ребенка, трата, бездумная, жестокая трата его "учебных" сил. Он бы многому научился без школы, но у него уже нет желания. Он закрывает мозг при слове "учеба". Редкие единицы могут притовостоять этому. В фильмах ужасов часто показывают, как какой-нибудь монстр хватает за голову свою жертву и выпивает ей мозг. Приглядитесь - там на монстре нигде не написано "одобрено министерством образования РФ"?
Хорошие учителя - есть! Дети, желаюшие учиться - есть!
Но это не заслуга школа (под школой подразумеваю всю систему образования).
Обучение в школе построено по учебным программам и учебным планам. Поймайте любого ученика и спросите, видел ли он когда-нибудь учебныю программу и план, по которым он учиться? Знает ли он, какая тема будет завтра, послезавтра? Сделайте это с тем, кто учиться в ВУЗе. И он тоже врядли ответит. Потому что, самое страшное: дети приучаются ждать большого дядю, который возьмет из за руку и поведет, скажет что делать, проверить, похвалит, поругает. Они привыкли выступать пассивными участниками процесса. У меня есть пример, я индивидуально преподавал пацанам (за деньги) создание сайтов. Я построил процесс обучения так, что я рассказывал мало, больше сидел с ними рядом, когда они сами читали справочник, сами проверяли что получиться, сами, сами, сами. Когда я им указал на это, сказав, что я им не нужен. Что они могут учиться сами, обращаясь ко мне за бесплатной помощью изредка, когда возникает серьезное затрудение, то был поражен. Они не захотели. Они готовы были платить деньги, чтобы я сидел с ними.
Я уж не говорю о том, что главный вопрос (пока дети еще задают вопросы): "Зачем нам это надо?". Дело не в том, что их учат тому, что не нужно. Учебные программы вполне нормальные. Не в них дело. А дело в том, что ни о каком процессе обучения речь идти не может, потому что дети не могут учиться тому, что не считают нужным.
Итак, школа приучает не думать, не хотеть, получать оценки, заботиться от ответе учителю, а не о реальных знаниях.
Теперь посмотрим, как же проходит настоящий учебный процесс. Например, я решил заняться пчеловодством. Смешно представить, что я будут посещать занятия по два часа в неделю и выполнять домашнее задание. Я думаю, что в первое время я прочитаю одну-две книги. Сделаю это так быстро, как позволяет время, но не больше, чем за две недели. Затем поеду покупать пчел. Перед этим, я проведу много времени в инете, пытаясь понять, как выбрать пчел, какие породы бывают, где покупать, как перевозить. Уже на этом этапе я потрачу усилий намного больше, чем человек, "ползущий" по учебнику. После покупки и заселения я опять начну читать книгу, на этот раз перечитываю то, чем буду заниматься. И первой мыслью, когда проснусь, будет пойти и посмотреть, как там пчелы (сейчас не важно, что пчелкам не нужно мешать, что нужно с ними делать - я пытаюсь передать ощущение и подход к процессу обучения). Допустим, что прошли успешные, в целом, два-три года. Я брошу книги? Я перестану интересоваться? Вряд ли. Да, я буду уделять намного меньше времени процессу обучения, вопросы будут конкретные, но всё равно я будут спрашивать, интересоваться. И ни разу я не подумаю о том, чтобы получить сертификат, потому что мои пчелы в него даже не плюнут. И не буду я стремится получить хорошую оценку от кого-то, потому что есть одна оценка в данном случае: здоровые пчелы, мед, удовольствие от процесса.
Вспомните себя, когда вы чему-то учились. Вы хотели, вы горели, вы понимали, вас надо было за уши оттаскивать, заставляли себя заняться чем-то другим, тоже полезным, например поесть, поспать. Да, такие периоды длятся недолго, потом энергия снижается, но как только вы начинаете думать "надо бы позаниматься, а то уже неделя прошла" - это конец. Вы больше не учитесь. И можно обманывать кого угодно, можно выполнять задания, но процесса обучения уже нет.
Вспомните, как вы начинали изучать какую-нибудь тему, случайно ее коснувшись и заинтересовавшись. Например, посмотрите Гришковца "Корабли". Так, проходя мимо подумать, пойти в инет, в библиотеку и ... утонуть. И болеть этим год, два, и собрать множество информации и не чувствовать себя учащимся. Просто интересоваться. Вот это и есть настоящий процесс обучения. И в школе ему - не место.
О том, как я предлагаю учить детей я расскажу в следующий раз.
Дети, образование, школа. Лишнее зачеркнуть.
20 августа 2010 г. 18:15
Продолжаю тему образования и школы. В предыдущем посте я нахально заявил, что школа - не обучает, а лишь "хранит" детей, причем не слишком качественно. Повторю, что обучение - это побочный продукт школы, случайный и незначительный. Обучение происходит скорее вопреки школе, чем благодаря.
Два утверждения, два вопроса, две темы: 1. "Почему школа не учит (что происходит в школе)?" 2. Как должно просиходить обучение?
Сначала предлагаю понять, что происходит в школе. Но перед этим еще раз напомню, что если вы учились в хорошей школе, у вас были хорошие учителя, вы много знаете и помните со школы - хорошо. Я не претендую на Истину. Я буду говорить правду. Что происходит в школе.
Главная идея, прочтите внимательно, пожалуйста: любое обучение это осознанный процесс получения знаний. Не будет обучения, если обучаемый того не хочет. Обучение - это не процесс передачи, а только процесс получения знаний. Учить может не только учитель, но и жизнь. Если человек раз за разом совершает одну и ту же ошибку, значит нет процесса обучения. Как тут не вспомнить поговорку о том, как учаться мудрый, умный и дурак!
В психологии есть понятие "деятельность". Например, если ребенку сказали, что пока он не расскажет стихотворение наизусть, то гулять не пойдет. Он сидит и учит. В данном случае деятельность - преодоление препятствия, мешающего пойти гулять. Если в процессе он вдруг увлечеться и забудет о том, что хотел гулять, если ему понравится стихотворение и он будет его учить просто чтобы выучить, то деятельность измениться. Теперь это - заучивание стихотворения.
В школе давно произошла подмена процесса обучения процессами ответов перед учителем и получением оценок. Как только учащийся заинтересуется каким-либо предметом, так сразу выходит далеко за рамки школьной программы. Причем может выйти перекос - одну тему знает не очень хорошо, а другие - на уровне ВУЗовской программы. Но самое страшное, что просиходит в школе - это высасывание жизненных сил ребенка, трата, бездумная, жестокая трата его "учебных" сил. Он бы многому научился без школы, но у него уже нет желания. Он закрывает мозг при слове "учеба". Редкие единицы могут притовостоять этому. В фильмах ужасов часто показывают, как какой-нибудь монстр хватает за голову свою жертву и выпивает ей мозг. Приглядитесь - там на монстре нигде не написано "одобрено министерством образования РФ"?
Хорошие учителя - есть! Дети, желаюшие учиться - есть!
Но это не заслуга школа (под школой подразумеваю всю систему образования).
Обучение в школе построено по учебным программам и учебным планам. Поймайте любого ученика и спросите, видел ли он когда-нибудь учебныю программу и план, по которым он учиться? Знает ли он, какая тема будет завтра, послезавтра? Сделайте это с тем, кто учиться в ВУЗе. И он тоже врядли ответит. Потому что, самое страшное: дети приучаются ждать большого дядю, который возьмет из за руку и поведет, скажет что делать, проверить, похвалит, поругает. Они привыкли выступать пассивными участниками процесса. У меня есть пример, я индивидуально преподавал пацанам (за деньги) создание сайтов. Я построил процесс обучения так, что я рассказывал мало, больше сидел с ними рядом, когда они сами читали справочник, сами проверяли что получиться, сами, сами, сами. Когда я им указал на это, сказав, что я им не нужен. Что они могут учиться сами, обращаясь ко мне за бесплатной помощью изредка, когда возникает серьезное затрудение, то был поражен. Они не захотели. Они готовы были платить деньги, чтобы я сидел с ними.
Я уж не говорю о том, что главный вопрос (пока дети еще задают вопросы): "Зачем нам это надо?". Дело не в том, что их учат тому, что не нужно. Учебные программы вполне нормальные. Не в них дело. А дело в том, что ни о каком процессе обучения речь идти не может, потому что дети не могут учиться тому, что не считают нужным.
Итак, школа приучает не думать, не хотеть, получать оценки, заботиться от ответе учителю, а не о реальных знаниях.
Теперь посмотрим, как же проходит настоящий учебный процесс. Например, я решил заняться пчеловодством. Смешно представить, что я будут посещать занятия по два часа в неделю и выполнять домашнее задание. Я думаю, что в первое время я прочитаю одну-две книги. Сделаю это так быстро, как позволяет время, но не больше, чем за две недели. Затем поеду покупать пчел. Перед этим, я проведу много времени в инете, пытаясь понять, как выбрать пчел, какие породы бывают, где покупать, как перевозить. Уже на этом этапе я потрачу усилий намного больше, чем человек, "ползущий" по учебнику. После покупки и заселения я опять начну читать книгу, на этот раз перечитываю то, чем буду заниматься. И первой мыслью, когда проснусь, будет пойти и посмотреть, как там пчелы (сейчас не важно, что пчелкам не нужно мешать, что нужно с ними делать - я пытаюсь передать ощущение и подход к процессу обучения). Допустим, что прошли успешные, в целом, два-три года. Я брошу книги? Я перестану интересоваться? Вряд ли. Да, я буду уделять намного меньше времени процессу обучения, вопросы будут конкретные, но всё равно я будут спрашивать, интересоваться. И ни разу я не подумаю о том, чтобы получить сертификат, потому что мои пчелы в него даже не плюнут. И не буду я стремится получить хорошую оценку от кого-то, потому что есть одна оценка в данном случае: здоровые пчелы, мед, удовольствие от процесса.
Вспомните себя, когда вы чему-то учились. Вы хотели, вы горели, вы понимали, вас надо было за уши оттаскивать, заставляли себя заняться чем-то другим, тоже полезным, например поесть, поспать. Да, такие периоды длятся недолго, потом энергия снижается, но как только вы начинаете думать "надо бы позаниматься, а то уже неделя прошла" - это конец. Вы больше не учитесь. И можно обманывать кого угодно, можно выполнять задания, но процесса обучения уже нет.
Вспомните, как вы начинали изучать какую-нибудь тему, случайно ее коснувшись и заинтересовавшись. Например, посмотрите Гришковца "Корабли". Так, проходя мимо подумать, пойти в инет, в библиотеку и ... утонуть. И болеть этим год, два, и собрать множество информации и не чувствовать себя учащимся. Просто интересоваться. Вот это и есть настоящий процесс обучения. И в школе ему - не место.
О том, как я предлагаю учить детей я расскажу в следующий раз.